На
главную
Сямисэн - модифицированная версия так называемого
покрытого змеиной кожей сансина или дзябисэна,
пришедшего в Японию с островов Рюкю в период Муромати.
В древнем Египте также имелся покрытый кожей трехструнный
музыкальный инструмент, называвшийся «Нефер» или
«Нофер». В дальнейшем он развился в трехструнную
сетару в Персии (современный Иран). На языке Ирана,
«сэ» означает «три», а «тару» –
«струны», что и делает «сетару» однозначным со словом
«сансин».
В китайскую династию Юан был разработан покрытый змеиной кожей
трехструнный музыкальный инструмент, а уже в 1390 году, этот
инструмент был привезен в королевство Рюкю из Китая. Это случилось
при правлении династии Минг. К тому же имеются предположения, что
сансин был привезен в Рюкю людьми из китайской провинции
Конан.
Около сотни лет спустя, великий гений островов Рюкю по имени
Акаинко улучшил этот инструмент и создал на нем множество
музыкальных произведений, тем самым породив наследие музыки сансина
островов Рюкю.
В 1562 инструмент привезли в Японию на торговых кораблях.
Примечательно, что в это время сансин был доставлен только в две
географические области, в Кансай – города Сакаи и Осака и в
порт Хаката на Кюсю. На острове Кюсю на сансине играли слепые
монахи.
Но в связи с тем, что в Японии очень трудно достать змеиную кожу,
в Сакаи инструмент обтягивали кошачьей или собачьей кожей. После
почти тридцати лет постоянных экспериментов и усовершенствований,
была создана основная форма современного сямисэна. Это
случилось в период Адзути.
Самый старинный из
существующих ныне сямисэнов был создан по приказу Тоетоми
Хидеёси и называется Ёдо.
В ранние дни музыкальные ансамбли театра Кабуки были идентичны
ансамблям театра Но, в которых сямисэн не был представлен, однако
впоследствии сямисэн стал неотъемлемой частью Кабуки и практически
любой музыки периодa Эдо.
Существует несколько видов сямисэна, с различными плектрами и
мостами, необходимыми для создания разнообразных звуков из огромного
числа стилей музыки.
Сямисэн до сих пор очень популярен в Японии и даже за пределами
страны. Oн часто используется в сочетании с двумя другими японскими
музыкальными инструментами – бамбуковой флейтой сякухати и
кото – плоским 13-ти струнном музыкальном инструменте. Ансамбль
из этих трех инструментов называется санкёку
- Бати – плектр для сямисэна
- Дзёрури – стиль, используемый в кукольных театрах
бунраку
- Гидаю – стиль повествования, изобретенный Такемото
Гидаю (1651-1714)
- Нагаута или Нага-ута – длинная лирическая песня.
- Минъё или Мин-ё – народные песни
- Хон-тёси – вид настройки для церемониальных песен
- Ниагари – вид настройки с возвышением в тоне второй
струны
- Сан-сагари – вид настройки для лирических песен с
понижением в тоне третьей струны
Материалы взяты с англоязычных сайтов. Переведено
Yuki
mailto:%20ann_frost@mail.ru |